Srum — это просто, и всё что нужно знать, чтобы работать по нему, это то что scrum это такая методология разработки. Основана она на принципах agile. В scrum вся работа над продуктом разделена на четкие фиксированные итерации. Эти итерации называются спринтами, и для организации работы в этих сегментах существует три вида встреч:
- встречи перед спринтом, чтобы спланировать задачи
- встречи во время спринта, чтобы синхронизировать команду
- встречи после спринта, для подведение итогов
Также в любом проекте scrum разделяет 3 основные роли. Первая и главная роль это SCRUM TEAM, которая состоит из тех, кто непосредственно работает над проектом. Это девелоперы, тестировщики, дизайнеры. Вторая роль это PRODUCT OWNER (PO) представляет заказчика. Ключевая задача product owner — выдвигать требования к продуктам. И третья роль SCRUM MASTER (SM) — который следит за тем, чтобы все процессы проходили четко по скраму.
Примеры:
Стандартный проект по scrum начинается с того, что все собираются, product owner описывает команде, свое видение продукта, свою идею. И для того, чтобы можно было начать общее планирование scrum master вместе с product owner, составляют backlog. Это такой список требований, которые составляют PO c SM, где каждое требование выглядит как одно два простых предложения. Каждое требование должно иметь четкие приоритет, например от 1 до 5. Тогда когда backlog составлен нужно выбрать длину спринта. А также оценить задачи в story points. Во время планирования, команда выбирает самое важное требование из бэклога и разбивает их на четкие задачи. Каждая задача должна иметь оценку по времени . Вот например, задача сверстать страницу логин, может по времени занять 3 часа, в неё входит работа программиста, отрисовка дизайна, тестирование. После того как всё время на спринте было расформировано, запланировано по задачам, можно начинать. Программисты пишут код, тестировщики тестируют, спринт идет.
Каждый день в рамках спринта вся команда собирается чтобы ответить на 3 вопроса:
- Что я сделал вчера
- Что собираешься делать сегодня
- Какие у меня есть трудности, что мне мешает
Если возникают трудности то PO и SM быстро занимаються решением. Результаты спринта крайне важны, чтобы были видны четкие и видимые результаты, которые можно продемонстрировать, которые можно залить на сайт или на AppStore или отдать заказчику. Поэтому первое, что происходит после каждого спринта этот презентация выполненной работы. После этого команда должна подвести итоги и определить:
- Насколько качественно было выполнено планирование
- Как хорошо были задачи разбитый
- Как хорошо они были оценены по времени
И после того как все это было выполнено, начинается новое планирование, новый спринт и это весь SCRUM.
В скраме мало документации в отличии от waterflow, так как тут работающий продукт важнее чем документация. В scrum вся документация это сам бэклог, то есть требования, задачи, которые были распланированы. То есть нет спецификации, техзадания, потому что задачи ставятся, задачи выполняю, и сразу есть результат, и можно идти дальше. Также важно отметить что в отличии от ватерфола, скрам предназначен для маленьких команд. Это обычно 8-9 человек несколько разработчиков, один тестировщик, менеджер, может быть дизайнер. И если команды становятся больше, то это уже не так эффективно работает, scrum не так эффективен. Для эффективной работы скрам нужно маштабировать (SAFe, Nexus, LeSS, Spotify) для больших команд. Тем не менее надо заметить, что scrum крайне популярен на сегодняшний день и наверное в первую очередь именно потому что у заказчика product owner есть возможность отвечать за развите продукта, менять объем работы команды, приоритеты, можно в любой момент выдвинуть новые требования, можно постоянно получать новый апдейты на изменения в проекте, можно постоянно делать апдейте в appstore и это очень удобно. В общем-то это и весь scrum.
About The Author
Виктор Карабедянц
ИТ директор (CIO), руководитель нескольких DevOps команд. Профессиональный руководитель проектов по внедрению, поддержке ИТ систем и обслуживанию пользователей.